На практике нередко происходят ситуации, когда микрофинансовые компании (МФО) нарушают законные права заемщиков. В данном случае, чтобы защитить свои интересы, можно подготовить жалобу на нарушителя и направить ее в контролирующие органы. В настоящей статье подробно описано, как это сделать, и куда жаловаться на МФО эффективнее всего — жалоба в ЦБ РФ, прокуратуру, ФССП или куда-то еще.
Законные поводы для жалобы на МФО
Как и любые другие финансовые организации, МФО также обязаны соблюдать нормы и правила, прописанные в действующем законодательстве. При этом в случае нарушения прав заемщиков, последние могут пожаловаться в контролирующие органы и привлечь нарушителей к ответственности.
Какими правовыми актами регулируется деятельность МФО
Деятельность МФО регулируется широким перечнем нормативно-правовых актов. К основным из них можно отнести следующие официальные документы:
- ГК РФ,
- НК РФ,
- КоАП РФ,
- Закон РФ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»,
- Закон РФ «О персональных данных»,
- Закон РФ «О кредитных историях»,
- Закон «О потребительском кредите (займе)».
Основания для подачи жалобы на микрофинансовую организацию
Чаще всего заемщики жалуются на следующие виды незаконных действий, совершаемых представителями МФО:
- Ставка по займу превышает максимальный лимит, установленный на законодательном уровне, и составляет более 1% в день.
- Кредитор в одностороннем порядке изменил процентную ставку или порядок возврата уже выданного займа.
- Фактически взыскиваемый процент не соответствует значению, прописанному в кредитном договоре.
- Несмотря на то, что заемщик заранее предупредил о своем намерении досрочно погасить заем, ему был начислен штраф.
- МФО отказала в выдаче документа, подтверждающего прекращение всех обязательств заемщика в связи с полным погашением долга.
- После начала погашения займа физическое лицо обнаружило, что без его ведома были включены в договор дополнительные платные услуги.
- Представители МФО передали долг по займу коллекторам, предварительно не уведомив об этом заемщик.
- Физическому лицу ежедневно поступают звонки из МФО (в неположенное время суток) с просьбой вернуть просроченный долг.
- Персональные данные заемщика без его согласия были переданы третьим лицам.
- Сотрудники МФО и привлеченные ими коллекторы направляют угрозы, оказывают психологическое давление на должника, а также вводят его в заблуждение относительно объема задолженности и последствий, которые могут наступить в случае ее непогашения.
При каких обстоятельствах и нарушениях можно жаловаться на МФО?
Наиболее распространенные виды нарушений, допускаемых представителями МФО, были перечислены выше по тексту. Пожаловаться в вышестоящие инстанции можно при наличии таких оснований: изменена процентная ставка без согласования с заемщиком, привлечены коллекторы без уведомления должника, используются незаконные методы воздействия на заемщика, допустившего просрочку и т.д.
Чем отличается жалоба от претензии?
На первый взгляд может показаться, что между этими двумя документами нет принципиальной разницы. Однако отличие все же присутствует.
Претензия – документ, который направляется непосредственно нарушителю с требованием восстановить нарушенные права заявителя. В данном случае претензию следует направлять руководству МФО.
При этом под жалобой подразумевается официальное обращение за защитой в вышестоящие инстанции. Основная цель – сообщить о факте совершения правонарушения, отстоять свои интересы и привлечь виновных к ответственности.
Жалоба на МФО — как правильно написать
Единого образца такого документа нет. Как правило, жалоба составляется в произвольной форме с соблюдением следующих общепринятых правил:
- подготавливает на бумаге формата А4 или в электронном формате,
- предпочтительнее набирать текст на компьютере,
- официальный стиль письма,
- недопустимо использование нецензурных выражений, оскорблений,
- обстоятельства произошедшего следует излагать в логической последовательности,
- для большей убедительности к жалобе рекомендуется приложить документальные доказательства вины МФО.
Как составить — что должна содержать и порядок составления
Содержание жалобы на МФО может иметь некоторые отличия в зависимости от инстанции, в которую направляется такой документ. Вместе с тем его структура представлена следующими стандартными разделами:
- «Шапка» документа – размещается в правом верхнем углу листа А4. Здесь указываются сведения об адресате (полное наименование ведомства, куда направляется жалоба) и заявителе (ФИО, место жительства, контактные данные).
- Название документа – пишется по центру, может состоять из одного слова «Жалоба» или включать дополнительную расшифровку.
- Основная часть – в этом разделе описываются все события в такой последовательности:
- сведения о МФО, где был оформлен заем,
- реквизиты договора кредитования,
- ключевые условия получения займа (размер, срок),
- суть допущенного нарушения прав заемщика.
- Заключительная часть – здесь необходимо прописать свои требования. Как правило, они включают: просьбу о проведении проверки в отношении МФО, о содействии восстановлению нарушенных интересов заемщика и о привлечении виновника к ответственности.
- В конце документа нужно поставить свою подпись и дату подготовки жалобы.
Скачать образец жалобы на МФО в прокуратуру
Образец жалобы на действия МФО в ФССП России
Образец жалобы в ЦБ РФ на МФО
Образец жалобы на МФО в Роспотребнадзор
Образец жалобы на МФО финансовому омбудсмену
Куда подать жалобу на МФО: список инстанций
Существует достаточно широкий список инстанций, куда можно подать жалобу на неправомерные действия со стороны МФО. Выбирая, в какую организацию обратиться, нужно в первую очередь учитывать причину жалобы и сферу, относящуюся к компетенции конкретного надзорного органа.
Почему нужно знать, куда именно жаловаться?
Еще до направления жалобы необходимо удостовериться в правильном выборе адресата. Дело в том, что каждое ведомство занимаются лишь отдельными видами вопросов, относящихся к его компетенции.
Если направить жалобу не туда, высока вероятность того, что в рассмотрении будет отказано или же ее перенаправят в другую организацию, что отнимет дополнительное время.
Жалоба в прокуратуру на МФО
Прокуратура – основной государственный орган, контролирующий соблюдение действующего законодательства и привлекающий к суду нарушителей.
Обращаться в прокуратуру с жалобой на МФО имеет смысл в том случае, если профильные ведомства не предприняли какие-либо меры в отношении нарушителя.
Чтобы направить жалобу онлайн необходимо выполнить такие шаги:
- Зайти на официальный сайт ведомства: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/internet-reception.
- В верхнем меню выбрать раздел «Обращение в прокуратуру».
- На открывшейся странице снова нужно кликнуть на вкладку «Обращение в прокуратуру».
- Пройти авторизацию или же выбрать способ отправки жалобы без нее.
- Последовательно заполнить необходимые поля и отправить свое обращение.
Жалоба на МФО в ФССП — судебным приставам
Основанием для подачи жалобы в ФССП может быть использование МФО незаконных методов воздействия на должника, не выплатившего в срок задолженность.
Отправить свое обращение можно через официальный сайт ведомства. Порядок действий:
- Переход на сайт ФССП: https://fssp.gov.ru/form.
- Нажатие на ссылку «Заполнение формы для…» (находится в разделе «Интернет-приемная»).
- Изучение справочной информации с последующим нажатием на кнопку «Ознакомлен».
- Заполнение и отправка онлайн формы.
Пожаловаться финансовому омбудсмену
Данное уполномоченное лицо занимается разрешением конфликтных ситуаций, возникающих между клиентами и кредитными организациями, включая МФО.
Подача жалобы финансовому омбудсмену онлайн:
- Переход на официальный сайт https://finombudsman.ru/.
- Выбор вкладки «Подать обращение».
- Вход в систему, после чего нужно руководствоваться подсказками системы.
Подать обращение в СРО НП «Мир»
СРО НП «Мир» расшифровывается, как саморегулируемая организация Союз микрофинансовых организаций «Микрофинансирование и развитие». Сюда можно пожаловаться на МФО при наличии таких оснований:
- изменены ставки по займу в одностороннем порядке,
- кредитор применяет незаконные методы воздействия на должника,
- заемщику был незаконно начислен штраф МФО и т.д.
Подать жалобу в СРО НП «Мир» также можно в онлайн режиме. Порядок действий:
- Переход на сайт организации https://npmir.ru/feedback/users/.
- На главной странице нажатие на кнопку «Пожаловаться».
- Заполнение онлайн-формы.
Жалоба на МФО в Центробанк — ЦБ РФ
ЦБ РФ – это основной орган, регулирующий рынок потребительского кредитования и микрофинансирования, поэтому сюда можно пожаловаться во многих случаях, например:
- завышение МФО максимально допустимого процента по займу,
- предоставление денег под залог имущества заемщика,
- изменение в одностороннем порядке условий возврата задолженности по займу и т.д.
Чтобы подать жалобу в ЦБ РФ онлайн нужно выполнить следующие простые действия:
- Зайти на сайт ЦБ: https://cbr.ru/Reception/.
- Выбрать раздел « Интернет-приемная».
- Перейти по ссылке «Отправить обращение в электронном виде».
Жалоба на МФО в Роспотребнадзор
Роспотребнадзор уполномочен следить за тем, чтобы соблюдались права и обязанности потребителей продуктов и услуг, включая рынок микрофинансирования. В данный орган можно обратиться при наличии таких оснований:
- МФО навязало дополнительные услуги,
- с заемщика взимают комиссии, не предусмотренные текстом договора,
- по займу установлен завышенный процент и т.д.
Жалобу в Роспотребнадзор также можно направить дистанционно. Алгоритм:
- Переход на сайт ведомства https://rospotrebnabzor.ru/formrpn.
- Нажатие в верхнем меню на раздел «Для граждан», а затем «Обращения граждан».
- Выбор варианта подачи жалобы и заполнение электронной формы.
Обращение в ФАС
Федеральная антимонопольная служба следит за соблюдением антимонопольного законодательства, нормативных актов, действующих в сфере рекламы и т.д.
Пожаловаться в ФАС на МФО можно в случае, если последней были нарушены правила рекламирования своей деятельности и иные нормы законодательства, соблюдение которого контролирует данное ведомство.
Направление жалобы онлайн:
- Переход на официальный сайт контролирующего органа https://fas.gov.ru/pages/contacts/requests/poryadok-obrashheniya.html.
- В левом меню следует выбрать вкладки «Написать в ФАС», а затем «Обратиться в ФАС России».
- На следующей странице нужно ознакомиться со справочной информацией, после чего кликнуть на кнопку «Написать письмо», после чего приступить к заполнению онлайн-формы.
Когда нужно обращаться в полицию
В отдельных случаях на МФО следует написать заявление в полицию. Это необходимо сделать в следующих ситуациях:
- со стороны кредитора поступают различные угрозы в адрес должника и его родственников,
- к процессу возврата долга МФО подключила коллекторов, которые применяют в отношении заемщика физическую силу.
В подобных ситуациях следует незамедлительно явиться в отделение полиции и написать заявление или обратиться через форму онлайн: https://мвд.рф/request_main.
Куда жаловаться на микрофинансовую организацию, не состоящую в реестре ЦБ РФ?
На практике иногда происходят ситуации, когда правонарушение совершает МФО, не включенная в реестр ЦБ РФ. В этом случае заемщику необходимо обратиться за помощью с такие инстанции:
- подать исковое заявление в судебный орган,
- написать заявление в полицию,
- направить жалобу в прокуратуру.
Примеры ситуаций, когда не стоит жаловаться на МФО
Не в каждом случае жалоба на МФО может быть рассмотрена в пользу заявителя. Можно привести несколько ситуаций, при которых нет смысла обращаться за помощью в вышестоящие инстанции:
- Кредитор взыскал комиссию, которая была предусмотрена в условиях договора, однако заемщик не заметил этот пункт по своей невнимательности. В этом случае с точки зрения закона в действиях МФО нет нарушения. Виноват только заемщик, так как он подписал договор, детально не ознакомившись с условиями.
- Причиной жалобы является обращение МФО за помощью к коллектору – по закону кредитор имеет право привлечь к процессу взыскания просроченной задолженности третьих лиц.
- За просрочку займа начислен штраф – это также законная мера, которую вправе применять МФО по отношению к недобросовестным заемщикам.
- Иные ситуации, когда по закону действия кредитора не являются нарушением.
Срок рассмотрения жалобы на МФО
При рассмотрении обращений, поступающих от граждан, государственные органы должны руководствоваться положениями Закона РФ от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 12 данного нормативного акта государственные органы обязаны отвечать на обращения граждан в течение 30 дней с момента поступления таких писем. В отдельных случаях допускается продление этого срока на аналогичный период.
На какие последствия для МФО можно рассчитывать?
Нарушение прав заемщиков чревато для МФО наступлением ряда негативных последствий. Выражаться они могут в следующем:
- применение штрафных санкций по ст. 15.26.1 КоАП РФ,
- исключение из состава СРО,
- выплата материального ущерба заемщику (такая обязанность может быть установлена по решению суда),
- лишение лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности,
- привлечение к уголовной ответственности (ст. 171, 172.1 УК РФ).
Что делать, если жалобу на микрофинансовую организацию не удовлетворили?
Иногда заемщики, пострадавшие в результате неправомерных действий МФО, получают отказ в удовлетворении требований, изложенных в жалобе. Попав в подобную ситуацию, необходимо предпринять такие шаги:
- В первую очередь необходимо проанализировать причины, по которым жалобу не удовлетворили – на практике иногда встречаются ситуации, когда заемщик ошибочно счел действия МФО незаконными.
- Если причины отклонения жалобы не обоснованы, то ее можно попробовать направить в другой контролирующий орган или же обжаловать вынесенное решение.
- Если и иные меры не принесли результата, то заемщику следует обратиться с исковым заявлением в судебный орган.
В завершение следует отметить, что нарушение прав заемщиков микрофинансовыми организациями достаточно распространенное явление. Однако такие ситуации нельзя оставлять безнаказанными. Гражданину необходимо отстаивать свои законные права и интересы, а при необходимости можно даже подать иск в суд. Однако каждый шаг лучше согласовывать с опытным юристом. В этом случае больше шансов на победу.